Отрывок Трактата «Джуд Ши» (Очерки тибетской медицины)

 

В 26 главе описаны практические основы лечебной тактики врача. Они, представляя исторический интерес, не утратили своего значения и в наше время. Рассматриваются четыре положения:

1) когда врачевать легко;

2) когда врачевать трудно;

3) когда нужно врачевать, чтобы лишь слегка подлечить

4) когда оставить без лечения.

«...Легко лечить больного, если врач знает на должном уровне все составные части (разделы) медицинской науки и отличается нравственной чистотой, когда лекарства приготовлены по всем правилам и обладают всеми лечебными достоинствами; — если сам больной рассудителен, обладает совершенным разумом, выполняет все наставления врача, способен понять причину и обстоятельства, вызвавшие болезни; — когда болезнь лечится в начальном периоде и течет без осложнений».

«Трудно врачевать» больных при обстоятельствах, противоположных указанным выше, а также лиц, неприязненно относящихся к врачам, лиц легкомысленных, извращенных дурной жизнью, потерявших всякую веру в излечение и т. д.

«Слегка подлечить» необходимо тогда, когда больному лечебный режим приносит пользу и «осталось еще время жизни, отведенное ему судьбой».

«Оставить без лечения» больного можно тогда, когда лечение не будет давать положительных результатов, когда появляются явные признаки смерти, когда больной поражен «девятью конечными, прекращающими жизнь недугами».

Под «девятью конечными недугами» в тибетской медицине подразумеваются:

1) истечение срока жизни, предопределенного судьбой (наступление естественной смерти);

2) нарушение всех внутренних связей материальных стихий организма;

3) полное отсутствие лечебного эффекта (неминуемый смертельный исход при любом лечении);

4) поражение жизненно важных органов; 

5) прекращение деятельности рлунг, поддерживающего жизнь (ввиду запущенности болезни);

6) переход жара, лихорадки своих высших пределов;

7) переход холода организма своего низшего предела;

8) полное истощение основных сил организма;

9) чрезмерная измученность (атональное состояние)... 

 

Базарон Э. Г. Очерки тибетской медицины